Как я учусь играть на синтезаторе

(из собственного опыта)

Наверное многие задаются вопросом, можно ли самостоятельно научиться играть на синтезаторе, да еще если не знаешь ноты. На собственном опыте могу ответить утвердительно

Я не знал ноты, слух у меня посредственный. Брало сомнение, запомню ли хотя бы одну мелодию – стоит ли тратиться на покупку синтезатора. После двух лет занятий, сомнения отпали, я приобрел еще один, так как играть мне понравилось. Играю около 30 мелодий с аккордами. Следует заметить, что мелодии мною адаптированы, для упрощения исполнения. В чем суть, опишу ниже.

 

Мое рабочее место:

1. Выбор синтезатора.

Первый синтезатор был AKAI EKB-6170. Выбирался бюджетный синтезатор. Достоинством считал: наличие дисковода. Как оказалось этот параметр не очень то нужен. Главным недостатком оказалась связь по миди-кабелю, который был сделан где-то на коленках и быстро вышел из строя. Конце концов был куплен переходник на USB интерфейс, но все это выглядело не эстетично. Второй недостаток – отсутствие возможности использование собственных стиле, а также невозможность аккомпанировать воспроизводимым синтезатором мелодиям. Поэтому принял решение об обновлении инструмента. Был выбран Yamaha DGX-230. Тоже бюджетный. Но фирма есть фирма. После игры на нем, игра на AKAI мягко говоря не доставляет удовольствия. Был неучтен такой недастаток, как малое количество собственных стилей, но это исправляется использованием нетбука. При этом условие наличия в инструменте обучающих программ является несущественным. Считаю также выбор синтезаторов с подсветкой клавиш необоснованным, так как это ничего не дает при обучении и полезно лишь для детских игрушек подобного рода. Это утверждение основано на том, что совсем немного времени уходит, при обучении, чтобы запомнить последовательность нажатия клавиш при разучивании мелодии, а все остальное время уходит на совершенствовании исполнения.

 

2 Методические материалы

Было приобретено несколько самоучителей. Последним приобретением было получение по почте самоучителя Научитесь играть на фортепиано за 10 уроков автора: Норман Монат. Ценность этой книги в том, что все самоучители, которые мне попадались предназначены для классического обучения, то есть методика обучения основана на опыте обучения в ДМШ и направлена на обучение игре классических произведений. Мне же хотелось играть любимые мелодии самого различного направления. Для чего и предназначен данный самоучитель. Фото страниц введения помещен в файле “Norman_vvedenie.rar”

 

 

3. Программы

Безусловно, через самое непродолжительное время, вам понадобится нотный редактор. Вначале, что бы посмотреть, что внутри миди-файлов, затем чтобы сделать какие – либо изменения. Я использую программу CakeWalk_Pro_Audio_9” . С ее помощью адаптирую мелодии, для облегчения их изучения. Или создать миди-файл для тех мелодий, ноты которых найдены в бумажном варианте.

Следующая программа – это программа заменяющая встроенную в инструмент программу обучения. Думаю, что все со мной согласятся в том, что манипуляции с компьютером удобнее, нежели с ограниченным интерфейсом инструмента. Я разработал программу, подобную программе КаракейОке – MuzSufler. Программа ориентирована на использовании синтезатора в режиме разделения клавиатуры Это позволяет аккорды и соло разнести друг от друга территориально, даже если они играются в одной октаве. Кроме того программа запоминает сделанные установки для каждой мелодии, что позволяет начинать следующий сеанс обучения с достигнутого. В качестве рабочего экрана использую нетбук EeePc T-91. Достоинство – поворотный экран с тач-скрином.

.4. Методика обучения

Следует отметить, что я почти сразу отказался от обучения примеров, приведенных в самоучителях. Это обосную тем фактом, что будешь играть больше то, что нравится, а то что нет – будешь себя заставлять. Поэтому выбираю любимую мелодию. Затем поиск нот и миди –файлов в интернете. Если найдены ноты – набрать на нотном редакторе основную мелодию.

В последнее время, если мелодия несложная – разучиваю с листа. Хорошо, если ноты содержат буквенные обозначения аккордов. Если аккорды приведены в нотах – то добавляю трек ккордов. Если аккордов больше более одного в доле, то оставляю один и перемещаю его в начало доли.

Выбираю фрагмент мелодии из 4-х 5-и нот, заучиваю его. Затем добавляю к фрагменту еще 4-5 нот. Выучив фрагмент , начинаю играть с использованием аккордов. Не пытайтесь за один раз выучить большой фрагмент. Скорее всего, на следующий день, вы уже забудете какую-то часть его, но попытайтесь вспомнить хотя бы часть а лишь затем используйте материалы или программы.

Следующий этап - достигнуть автоматизации игры. То есть когда нет необходимости вспоминать , какую следующую клавишу нажимать. Этому способствует игра под метроном или какой либо стиль. Сначала ставишь темп помедленней, увеличивая по мере освоения.

Дальнейшим совершенствованием является добавление игры переборов в паузах, или аккордов.

Изучение вступления.

В далнейшем можно добавить игра в качестве аккомпанемента. Трудность такой игры в том, что тут уже не пропустишь такт. Запускаешь проигрывание миди-файла каким либо проигрывателем. Можно так-же использовать проигрыватели караоке-файлов. Я использую программу своей разработки. Она позволяет установить необходимый темп игры, выбрать фрагмент мелодии, установить необходимый уровень громкости для соло и остальных инструментов. Правда она имеет ограничение – могут использоваться файлы миди-формата 0.

 

Мне кажется что я не ошибусь, если выскажу мнение о том, что каждый, кто приступил к обучению игре на синтезаторе, хотел бы достигнуть уровня, когда мог аккомпанировать пению – своему или застольному. После знакомством со статьей Учимся сочинять мелодии на синтезатореhttp://www.studio.starport.ru/main/title_baseplayonsint2.php

у меня сформировалась идея метода быстрого обучения аккомпанированию и интерпретации.

После освоения метода напишу продолжение.